Главная » Статьи » Уроки

FL Studio - серьезная простота

Итак, начнем создавать мелодию. Для начала продублируем в плейлисте тот квадрат, который мы уже создали. Для этого в режиме инструмента Draw с зажатой клавишей Ctrl обводим все "кубики" в плейлисте. Теперь нажимте Shift и уже после этого тащите выделенные объекты вправо. Повторим те же действия с клипами автоматизации.

Обратите внимания на стыки кривых в клипах автоматизации. Крайне желательно, чтобы они совпадали, иначе изменяемый параметр (в данном случае - панорама) будет "прыгать", портя все впечатление.

Итак, мелодия. Как вы уже начали догадываться FL Studio отличается от большинства программ для создания музыки тем, что помимо самого хоста, вы получаете неплохой выбор средств для воплощения своих творческих замыслов - встроенный браузер ломится от количества семплов, а для добавления в проект доступно немало виртуальных инструментов и эффектов. Сейчас один из таких инструментов мы и рассмотрим. Кликните правой кнопкой мыши на любом канале степсеквенсора. В появившемся меню выберите пунктIncert. При наведении курсора на этот пункт появится подменю со списком доступных плагинов (что не очень удобно - так это то, что и синтезаторы, и эффекты свалены в один несистематизированный список. Поэтому в дальнейшем, если при попытке добавить новый инструмент в проект вы увидите сообщение Can't load an effect Into a channel - значит, вы просто пытаетесьзагрузить в качестве инструмента эффект, а FL Studio, как уважающий себя секвенсор, сопротивляется). Попробуем использовать синтезатор Poizone.

В строке выбора пресетов выберем LED BandPass It TC. Далее наша работа будет идти по такому же принципу, как и раньше. Переходим на пятый паттерн, открываем пианоролл, и рисуем мелодию. Да. придумываем её сами..  Но, если в данный момент вам просто лень, можете подсмотреть у меня.

Обратите внимание, что все ноты не обрываются сразу же в том месте, где начинает звучать следующая, а ещекакое-то время продолжают звучать вместе со следующей нотой. В данном случае это сделано для того, чтобы получить легато, то есть плавный переход между нотами.

Если же и "списывать" не хочется, и рисовать такое огромное количество нот с помощью мыши лень, а мидиклавиатуры нет - наиграйте свою мелодию с помощью своей компьютерной клавиатуры. Да, в FL Studio есть такая функция, для её использования достаточно включить кнопку Typing keyboard to piano keyboard, что находится на Recording Panel (горячая клавиша Ctrl+T).

Да, это не ахти какая замена мидиклавиатуре, но в случае необходимости наловчиться набивать несложные мелодии таким способом можно.

Теперь в плейлисте добавляем "полоску" с нашей мелодией.

Теперь добавим небольшую "фишечку" перед вступлением мелодии. Переходим в пустой паттерн, и увеличиваем количество четвертей в степсеквенсоре до восьми. Заполняем все "шаги" на канале Kick. Теперь нажмем кнопку Graph Editor в правом верхнем углу степсеквенсора. В появившемся окне мы сможем править различные параметры воспроизведения. По умолчанию графический эдитор открывается на правке Velocity - силы нажатия. Нарисуйте увеличивающийся слева направо график.

Не получается настолько ровно? Попробуйте рисовать правой кнопкой мыши. Послушайте новый паттерн. Получилась довольно распространенная "фишка". Если вам недостаточно полученного эффекта, попробуйте поэкспериментировать с графиками других параметров. Для этого просто потяните ползунок под графиками (да, тот самый, на котором сейчас красуется надпись Velocity) влево или вправо, и меняйте остальные параметры.

Теперь переходим в плейлист и добавляем новый паттерн непосредственно перед вступлением мелодии.

Стоит добавить развитие темы. Добавляем в степсеквенсоре канал с синтезатором Syrtus. В этом синтезаторе выбираем пресет DepthCharge из категории Sequenses. В этом плагине, как и в других плагинах FL Studio, выбор пресета делается с помощью правого клика на кнопках переключения пресетов, что находятся в правом верхнем углу окна плагина.

Кстати, на досуге поковыряйте этот синтезатор. Может Sytrus и не лучший среди себе подобных, но очень неплохой. Кстати, существует его VSTi-версия, так что, если вы захотите использовать этот синтезатор в других музыкальных программах - можно будет найти её в интернете и установить.

Теперь переходим в пустой паттерн и рисуем на канале Sytrus-а такую гармонию:

В плейлисте продолжаем линию ударных, баса и пада, и добавляем к ним новую партию.

Теперь познакомимся ещё с одной "фишкой" FL Studio. В браузере идем по пути Misc/Used by demo projects/Dreams, находим там семпл dreams_verse1. Кликните по нему правой кнопкой мыши, и в появившемся меню выберите Open in new Slisex Channel. После этого действия у нас появляется новый канал с плагином Slisex, содержащим данный семпл. Slisex - это плагин для "разрезания" семплов на фрагменты и "привязку" каждого фрагмента к определенной ноте на клавиатуре.

Двойным кликом на загруженном аудиофайле выбирайте положение курсора воспроизведения, и выставляйте маркеры с помощью отмеченной на иллюстрации кнопки. Кстати, кнопка, что находится справа от отмеченной может попытаться самостоятельно расставить маркеры. После того, как вы расставите маркеры, часть кнопок на клавиатуре в нижней части плагина окрасятся в красный цвет. Эти "окрашенные" клавиши и соответствуют расставленным маркерам. Нажатие на эти клавиши приведет к воспроизведению загруженного семпла с отмеченного фрагмента.

Кстати, одновременно с расставлением маркеров, в пианоролле канала Slisex пояилась восходящая последовательность нот, и если вы запустите воспроизведение текущего паттерна, вы услышите загруженный в Slisex аудиофайл от начала до конца. Но сейчас нам не нужна такая точность - мы собираемся немного поиздеваться над имеющимся семплом, поэтому удаляем несанкционированно возникшие ноты. Переходим в пустой паттерн, и пытаемся сделать из медленного вокала нечто соответствующее нашему опусу.

Кстати, обратите внимание на то, что когда мы открыли пианоролл для Slisex, в открывшемся окне куда-то пропали фортепианные клавиши, а вместо них - ячейки с именами маркеров и названиями нот. Это просто один из режимов отображения пианоролла в FL. переключаются эти режимы соответствующими кнопками под панелью инструментов пианоролла.

Кнопка с клавишами включает уже знакомый нам режим фортепианной клавиатуры, кнопка с клавишами поменьше "сжимает" клавиатуру по вертикали, ну а кнопка с надписьюAbc переключает пианоролл в режим. который мы впервые увидели при работе со Slisex. Этот режим может быть полезен при работе с семплерами - кому-то вполне может быть удобнее видеть не ноты, а семплы. которые на них назначены. Кстати, в меню пианоролла можно включить ещё одну удобную функцию - отображение на сетке пианоролла линий, соответствующих черным клавишам. Для этого в меню опций пианоролла надо выбрать пункт Helpers, а в нем активировать пункт View note helpers. Так будет гораздо удобнее ориентироваться в пианоролле.

Итак, добавляем в плейлисте наши эксперименты с вокальным семплом. Скажу откровенно, в данном случае мной была проделана крайне небрежная работа со Slisex, но ведь для нас сейчас главное - понять принцип, а не получить хит с пошаговой инструкцией? ;)

Теперь можно посочетать различные паттерны в плейлисте, раздув нашу композицию хоть на полчаса  Запишите полученное на диск, приложите к диску то, что народ потребляет в клубах, и слава самого "колбасного" диджея вам обеспечена  Шутка.

А предположим, что вам захотелось в одном отрезке композиции немного замедлить темп. Или, наоборот, сорваться с трансовых ста сорока на джангловые сто шестьдесят BPM? Как быть? Кликните правой кнопкой мыши на индикаторе темпа, и в появившемся окне выберите Edit Events. Перед нами появляется окно, чем-то напоминающее плейлист, но абсолютно пустое.

Обратите внимание на горизонтальную шкалу - она соответствует аналогичной в плейлисте. То есть, каждое число обозначает следующий такт. Ну а вертикальная ось в этой "системе координат", как вы уже, наверное, догадались, отвечает за темп. Вот только, никаких числовых обозначений темпа непосредственно в этом окне нет - придется наводить курсор "на глаз" и смотреть текущее положение курсора в окне подсказок, что под главным меню FL Studio.

Найдите текущий темп - 140, и инструментом Draw кликните в самом начале окна изменений темпа. Теперь все окно заполнилось прямым "графиком".

Кстати, обратили внимание, что на этой иллюстрации масштаб окна заметно изменился? Как это сделать? Либо просто вращая колесом мыши, либо с помощью своеобразного инструмента изменения масштаба. Видите в правом верхнем углу окна кнопку с вертикальным прямоугольником? Вот это он и есть.

"Хватайте" этот прямоугольник левой кнопкой мыши, и тяните вверх или вниз. Кнопка с горизонтальным прямоугольником, что находится под отмеченной на иллюстрации отвечает за вертикальный зум. Такими нехитрыми манипуляциями можно подогнать масштаб окна к наиболее удобному для текущей работы состоянию. Кстати, такие инструменты для зума есть не только в окне изменения темпа, так что не упускайте возможности сделать работу удобнее.

Итак, посмотрите в плейлисте, с какого именно такта вы хотите начать изменение темпа. Допустим, начиная с 49 такта нам нужно уменьшить темп до 120 bpm, а к концу композиции (у меня последняя нота замолкает на 57-м такте) вернуться к исходному темпу. Глядя одним глазом в окно изменения темпа, а другим - на окно подсказок, находим, где на 49 такте находятся эти самые 120 bpm. Кликаем левой кнопкой мыши. Теперь, если верить графику, с этого момента темп резко изменится на 120 bpm. Теперь переключаемся на инструмент Paint (иконка в виде кисточки рядом с инструментом Draw) иправой кнопкой мыши протягиваем прямую от 49 такта 120 bpm до 57 такта 140 bpm. Не отпускайте кнопку мыши, пока не убедитесь, что финальный показатель темпа соответствует вашим нуждам.

Однако, есть и другой способ работы с темпом. С начала так же кликните на индикаторе темпа правой кнопкой мыши. но в появившемся меню выберите уже Create Automation Clip. Теперь в плейлисте под уже имеющимися клипами автоматизации панорамы появился новый клип, длиной равный длине нашей композиции.

Далее работа с темпам будет аналогична работе с панорамой, которую вы уже проделывали - добавляйте точки, правьте кривую. Вот только тут есть одно неудобство - При правке кривой в окне подсказок отображаются на привычные bpm, а проценты. если исходить из того, что максимальный темп, который вы можете задать в FL Studio - 999 bpm, то сидите и высчитывайте.  Как у вас обстоят дела с делением трехзначных чисел в уме? У меня вот, честно говоря, с этим не супер.

Итак, с азами создания композиции в FL Studio мы разобрались. Теперь стоит затронуть ещё один вопрос, который постоянно появляется у тех, кто только начинает осваивать FL Studio. Как уже упоминалось выше, при запуске FL Studio не сканнирует систему на предмет установленных VST-плагинов. Как же "скармливать" ему новые инструменты и эффекты? Для начала нужно указать FL Studio директорию, куда вы устанавливаете все свои VST-плагины (помните, мы уже упоминали об этом в первой части статьи?). После этого Наши действия будут напоминать добавление нового инструмента в степсеквенсор - точно так же кликайте правой кнопкой мыши на любом канале степсеквенсора, и в появившемся меню выбирайте Insert/More. После этого появится окно со списком доступных инструментов. Если поиск не начался сразу - нажмите кнопку Refresh внизу окна и в появившемся меню выберите Fast scan.

Дождитесь окончания поиска. Вновь найденные плагины отметятся в списке красным цветом. Теперь обратите внимание на чекбоксы рядом с именем каждого плагина. Если поставить флажок рядом с плагином - он будет отображаться в уже знакомом вам подменю Insert. Кстати, обратили внимание, что под этим пунктом меню находится пункт Replace, с точно таким же списком доступных плагинов? В чем разница? А в том, что Insert добавляет новые инструменты, создавая новый канал, а Replase заменяет инструмент на выбранном канале (ну то есть, на том, по которому вы кликнули правой кнопкой мыши), оставляя все написанные ноты нетронутыми.

Осталось только узнать, как нам обезобразить.. тьфу, то есть разнообразить наш опус всяческими эффектами. Ведь какой же трек начинающего великого электронщика обходится без ревербератора и пары-тройки компрессоров на каждом канале? :) Посмотрим, какие возможности для обработки предлагает нам FL Studio.

Нажмите кнопку микшера на Shortcut Panel.

Микшер FL Studio отличается лаконичностью и в то же время его вряд ли можно назвать "дружественным и интуитивно понятным". Хотя, возможно меня смущает его непохожесть на своих "железных" собратьев, более привычных мне, а для людей, никогда не работавших с такой техникой микшер FL Studio покажется чем-то простым и логичным, как знать...

Итак, мы видим окно. разделенное на две части индикатором уровня. В левой части микшера располагаются сами каналы (мастер канал, 64 канала инструментов и 4 Send-канала. поскольку все 64 канала инструментов вряд ли поместятся на вашем экране, в правом верхнем углу окна микшера предусмотрен ползунок для того, чтобы "двигать" каналы инструментов (мастер-канал и сенды останутся на месте). На каждом канале мы имеем индикатор уровня, кнопку включения-выключения канала (уже знакомая вам зеленая лампочка), регулятор панорамы и фейдер уровня. Желтая кнопка со стрелочкой позволяет вам сделать из любого Insert-канала Send-канал. Для этого достаточно выбрать канал, для которого не хватило предусмотренных разработчиками четырех сендов, и кликнуть по кнопке со стрелкой на канале, который вы хотите превратить в Send. После этого на нужном канале появится уровня регулятор посыла на обработку. Работа же с существующими сендами строится так: например, вы хотите послать сигнал с первого канала на канал Send 1. Выбираете первый канал, и на канале send 1 регулируете уровень посыла регулятором, что находится над желтой кнопкой со стрелочкой. Эти изменения затронут только первый канал. Если переключиться на второй - регуляторы сендов вернутся в исходное положение, но это будет значить только то, что для второго канала не задан посыл на обработку сендами, посыл первого канала останется в заданном вами состоянии, в чем вы сможете убедиться, если снова переключитесь на первый канал. Немного замороченно, но привыкнуть можно. Также в нижней части каждого канала находится кнопка в виде дискетки - с её помощью вы сможете сохранить аудиопоток отдельного канала в аудиофайл.

Теперь посмотрим на правую часть микшера. Там мы видим выпадающее меню IN - для выбора источника записи и восемь слотов для эффектов, на каждом из которых есть кнопка включения-выключения добасленного эффекта и регулятор уровня обработки. добавить эффект в нужный слот можно с помощью кнопки, что находится в левой части каждого слота. Кликните на нем левой кнопкой мыши. и в появившемся меню выберите Select/[Имя нужного эффекта]. Под слотами эффектов вы найдете регуляторы панорамы, громкости, эквалайзер, а так же инструмент для регулирования задержки. Как и в случае с сендами, содержимое правой части микшера применяется только к выбранному в левой части каналу, будь то инсерт, сенд, или мастер.

Как же теперь нам назначить какой-либо инструмент на нужный канал? Например PoiZone? Переходим в степ-секвенсор и нажимаем кнопку инструмента. появляется окно непосредственно плагина, и уже знакомое вам окошко свойств инструмента, открытое на вкладке Plugin. Именно оно нас сейчас и интересует.

В правом верхнем углу окна есть индикатор с подписью FX. Сейчас там стоят два прочерка - это значит, что сигнал с этого инструмента направляется на мастер-канал. Потяните эти "прочерки" вверх с помощью левой кнопки мыши. Видите, вместо прочерков появляются цифры? Какое число вы уcтановите в окошке FX, на канал с таким номером и отправится сигнал.

Что ж, теперь можете попробовать поизгаляться над звучанием своих треков, благо встроенных эффектов в FL более, чем достаточно. Но ведь после этого, когда вы сочтете работу законченной, вам непременно захочется сохранить результат своей работы и похвастаться перед знакомыми. Конечно, если у этих знакомых тоже есть FL Studio, вы можете просто сохранить проект в Zipped Loop File - zip-архив, содержащий непосредственно файл проекта и все использованные в проекте аудиосемплы (не забывайте, что VST-плагины в этот архив не запаковываются :). Но что делать, если ваши знакомые настолько отстали от жизни, что до сих пор не приобщились к разости работы с FL Studio. Тогда либо через то же самое меню File/Save as.., либо через меню File/Export (в последних версиях разработчики стерли различия между этими пунктами) выбрать формат конечного файла (помимо Flp и Zip, вы можете получить Wav, mp3, MIDI или ogg файл) и нажать кнопку "сохранить" или "экспорт" - в зависимости от того, каким путем вы пошли.

И вдруг перед вами появляется ещё одно окно. Здесь вы сможете ещё раз выбрать выходной формат (один из них, или все четыре), задать битность wav файла (16, 24 или 32 бита), битрейт для mp3 или ogg файла. Может оказаться полезной и опция Split mixer tracks - если включить эту опцию, то после экспорта вы получите аужиофайлы, содержащие потоки с каждого канала микшера по отдельности. Нажимаем кнопку Start и терпеливо ждем завершения экспорта. Пара минут - и вуаля, у вас есть файлик, который можно нести знакомым или прямиком на выпускающий лейбл. 

Есть ещё одна особенность. Если на выходе вам нужно получить MIDI-файл, то перед экспортом необходимо выполнить несколько действий. Сначала сохраните проект. Потом выберите в основном меню пункт Tools/Macros/Prepare for MIDI Export. После выбора этого макроса все инструменты в степсеквенсоре заменятся на MIDI-out-ы. Теперь уже можно экспортировать свое творение в MIDI. После завершения экспорта не сохраняйте проект, если не хотите потратить кучу времени на действия из серии "какой же у меня тут был инструмент, и что же я на нем такого накрутил?!" 

Что ж, теперь вы можете изучать остальные особенности по-своему замечательной программы FL Studio самостоятельно. Уж поверьте, там есть ещё немало интересного. Если же в процессе изучения у вас родится интересное музыкальное произведение - буду очень рад за вас. Удачи!


Категория: Уроки | Добавил: I-Line (16.12.2012)
Просмотров: 1278 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
2012 © club-flstudio Пользовательское Соглашение
Обратная связь
Реклама на сайте
Club пользователей FLStudio команда
Club пользователей FLStudio в России онлайн клуб: FL Studio. Копирование материала возможно только при согласии администрации портала и при указании ссылки на источник а именно на портал. Хостинг от uCoz
Рейтинг SIMPLETOP.NET
Pingver 200stran Счетчик PR-CY.Rank
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Музыкантов: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
С нами уже: 175